Обидина Анастасия Владимировна, воспитатель

Консультация для родителей «Какие сказки читать детям 4-5 лет»

Рекомендуем следующий примерный список сказок для чтения:

Русский фольклор: Сказки.

«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького;

«Война грибов с ягодами», обр. В. Даля;

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого;

«Жихарка», обр. И. Карнауховой;

«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;

«Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова;

«Лиса и козел», обр. О. Капицы;

«Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля;

«Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Литературные сказки писателей России:

М. Горький. «Воробьишко»;

В. Осеева. «Волшебная иголочка»;

Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»;

К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»;

Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги);

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»;

В. Бианки. «Первая охота»;

Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».


К выбору сказок для детей нужно отнестись со всей серьезностью. Прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка – чтобы сказка была ему интересна и не напугала малыша.  Вряд ли Вы будете читать сказки Братьев Гримм годовалому ребенку, а «Золотое яичко» старшему  дошкольнику. И не потому что эти сказки плохи – просто каждая из них подходит для определенного возраста ребенка.

Выбирая сказку для ребенка, нужно учитывать особенности его характера и темперамента. Для гипервозбудимых детей вряд ли подойдут сказки с быстрым, активным сюжетом – для того, чтобы ребенок не стал неуправляемым, лучше выбрать сказку поспокойнее.  Если Ваш ребенок очень любит пошалить – пока не стоит читать ему сказки, главным героем которых являются отъявленные хулиганы. Однако, если в той или иной сказке хулиганы достаточно явным образом наказываются – такую сказку, наоборот, нужно прочитать маленькому сорванцу в качестве воспитательного момента. А если Ваш малыш излишне сентиментален – «Серая шейка» или «Дюймовочка» с мертвой ласточкой могут довести его до слез и истерики (даже если все заканчивается хорошо).

Кстати, что касается страшных сказок. Страшные сказки, несмотря ни на что, крайне полезны для ребенка – ведь если он будет слышать сказки, описывающие только мир, полный добрых людей и существ, он может вырасти неподготовленным к действительности. Главное здесь – учитывать возраст малыша и уровень страха, который он может выдержать.

Чтобы понять, подходит ли выбранная Вами сказка для Вашего ребенка, попробуйте первый раз прочитать ее сами – причем, постарайтесь посмотреть на сказку глазами ребенка, если Вас смущает множество моментов в сказке – лучше отложите ее до того времени, когда Ваш ребенок немного подрастет.

 В возрасте 4-5 лет каждый ребенок в сказке стремится выбрать персонажа, который наиболее близок ему, если такого героя нет, повествование для него может быть совершенно неинтересным. Для девочек запаситесь сказками о прекрасных принцессах и милых пушистых зверюшках, а для мальчиков – о смелых и отважных воинах, задорных лесных жителях, а также будут полезны рассказы с машинками и техникой в главных ролях. А вот сказки Андерсена лучше перенести на более взрослый период жизни ребенка, так как многие из них достаточно жестокие.

Этот период в развитии многих детей еще характерен появлением различных страхов (темноты, смерти, одиночества, врачей и прививок и др.). Многие сказки нацелены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть зависть, обиду, жадность, а также развеять эти страхи. Сказкотерапия – отличный помощник в преодолении таких неприятных моментов. Множество «лечебных» положительных сказок можно найти на сегодняшних в  книжных прилавках, однако каждому по силам придумать сказку самостоятельно или в паре с ребенком. Малыш отлично справится с выбором главного персонажа сказки, которого вы вместе наделите характером, а за вами основной сюжет, конечно, победная концовка. К этому любимому герою ребенок сможет всегда мысленно обращаться в трудные моменты.

Помните, что в этом возрасте ребенок очень раним. Стоит выбирать добрые сказки, без жестокости, насилия, лжи. Прежде чем прочитать ребенку новую незнакомую книгу, стоит ознакомиться с ней самому.

Итак, дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) понимают больше – и сказки для них должны быть сложнее. Но остаются и неизменные особенности: сказки, которые нужно читать детям должны по-прежнему иметь достаточно понятный сюжет, описывать хорошо знакомых ребенку героев и содержать несложные слова и речевые обороты.  Но есть и некоторые отличия.  Сказки для детей данного возраста должны содержать определенную мораль, не обязательно находящуюся на поверхности, быть поучительными для ребенка и заставлять его размышлять. После прочтения сказок для детей в этом  возрасте неплохо бы провести небольшую беседу о том, как малыш понял сказку, и какие вопросы у него возникли. Обязательно ответьте на все его вопросы и обращайте внимание на все, что его интересует.

23 марта 2021 в 05:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.